Специфика расследования дел о ДТП, как и любых дел, связанных с нарушением специальных правил, требует широкого привлечения специалистов как со стороны обвинения (суда, дознания) так и со стороны защиты.
В свете возможного расширения прав адвокатов в проведении экспертиз — возможности у адвокатов расширяются шире — они могут назначать экспертизы. Также защитник вправе привлекать специалистов.
Следует особо подчеркнуть, что чем сложнее механизм ДТП, чем больше может быть допущено ошибок при оценке объективной стороны правонарушения, адвокату нельзя допускать преимущества в судебном процессе стороне обвинения (противоположной стороне в гражданском споре) и шире использовать процессуальные возможности специалиста и эксперта при доказывании обстоятельств, на которые ссылается адвокат.
Рассмотрение дел о ДТП, представляет большую сложность как вследствие многогранности самого механизма ДТП, для реконструкции которого зачастую приходится проводить целый ряд различных экспертиз (трасологических, видеотехнических, технического состояния транспортных средств, экспертиз дорожных условий, металографических). Вершина этой пирамиды — экспертиза обстоятельств ДТП, на выводах которой базируется юридическая оценка действий участников ДТП.
Автомобильная техника быстро совершенствуется, меняется конструкция, эксплуатационные свойства автомобилей. Появляются новые носители информации о происшествии, новые методы экспертных исследований.
Расширяется сфера специальных познаний, применяемых при расследовании ДТП, меняется перечень вопросов, на которые могут ответить эксперты.
В своем выступлении, основываясь на многолетнем опыте, я на практических примерах расскажу о современных возможностях экспертных исследований механизма ДТП, возможностях современных технических средств при проведении осмотров места происшествия, правилах проведения экспертных и следственных экспериментов.
Мы разберем примеры реконструкции механизма ДТП с использованием современных экспертных программ динамического моделирования процесса и возможности анализа развития дорожно-транспортной ситуации на основе трехмерной визуализации результатов моделирования.
После получения новых знаний вы будете четко знать, на что следует обратить внимание на различных стадиях рассмотрения дел о ДТП, не допуская типичных ошибок.
Во второй части выступления мы рассмотрим роль специалиста в делах о ДТП, его взаимодействии с защитником. Эксперт при проведении исследования действует вполне самостоятельно, только, при необходимости, запрашивает у инициатора необходимые данные.
Весь процесс четко регламентирован Законом. У него не возникает проблем с использованием результатов исследования. Закончил исследование – сдал экспертизу инициатору.
Со специалистом ситуация совершенно иная. Заключение специалиста, его форма и содержание нигде не прописаны. Имеется одно требование – заключение специалиста не может содержать раздел «исследование».
Оно представляет собой суждение специалиста по поставленным вопросам. А в рамках «суждения» далеко не всегда возможно обосновать ошибочность выводов эксперта или иные недостатки следствия. Постоянно возникают проблемы с приобщением исследования к материалам дела.
Вследствие указанных причин требуется четкое взаимодействие специалиста с защитником, использование определенных тактических приемов. Безусловно, в этих вопросах приоритет отдается адвокату.
Сложность рассмотрения дел о ДТП определяется не только сложностью анализа его механизма, но и сложностью юридической оценки установленных экспертизой действий участников дорожного движения. Действующие правила дорожного движения далеки от совершенства, далеко не всякая ситуация поддается однозначной оценке с точки зрения соответствия действий участников требованиям ПДД.
В результате полученных знаний вы сможете уменьшить судебное усмотрение, при вынесении судебного решения. В настоящее время мы видим, что судебная практика не всегда основывается на требованиях Правил дорожного движения и наша задача — это положение дел изменить.